Экологическая экспертиза.

ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРТА

Хорошие слова о том, что эксперты должны быть профессиональными. А такие бывают?;) И где ж их взять ?;)

Можно пригласить и из Москвы. А может из какого-нибудь другого города где экспертируемое производство уже налажено и экспертиза уже проводилась. Или проводится в данный момент. Как узнать об этом? Ответ на этот вопрос можно будет получить, когда появятся в открытом доступе банки данных об экспертах и экспертизах. Но приглашенные эксперты скорее всего не приедут бесплатно, нужны хотя бы деньги на командировочные расходы. Да и расчет на помощь извне не всегда действенен. Хорошо бы иметь свои кадры на местах. А если их нет, значит, надо ковать.

А судьи кто… То есть – кто будет ковать? Мне видится следующий путь: Начать все надо с создания Центра экологической экспертизы. И с обучения его сотрудников. Этим сотрудникам – первым ласточкам – не просто. Вряд ли они смогут научиться, не выезжая из родного города. Здесь вся надежда на более опытных коллег из других регионов, на проводимые ими семинары, на выпускаемые ими пособия и на те пособия, которые есть у них в библиотеке. И на то, что более опытные коллеги пригласят их поучаствовать в проводимых ими экспертизах, поскольку опять же – лучше один раз увидеть или теория без практики мертва. Или придется первые экспертизы (пока не научатся) проводить совместно с более опытными коллегами. А как научатся сами, начнут готовить кадры.

Конечно, можно попробовать пойти по пути приглашения учителей извне сразу для “кадров”, но этот путь не кажется эффективным, поскольку кадры подчиняются принципу текучести и для устойчивой возможности проведения любого рода экспертиз с высокой степенью достоверности должен существовать методический костяк в региональном центре.

Концепция региональных центров разработана и опробирована в методическом центре “Эколайн”. Мною предложена и опробируется модель Центра, применительно к условиям Липецкой области. Итак, где брать “кадры”?

Концепция и механизм подготовки профессиональных экспертов на основе взаимодействия образовательных учреждений и общественных экологических организаций В рамках проекта был проведен социологический опрос специалистов в сфере экологической экспертизы. На вопрос: «Надо ли готовить в вузах по специальности эколог-эксперт» единодушно отвечали «нет – достаточно отраслевых специалистов». Дело в том, что для проведения экологической экспертизы нужны узкие отраслевые специалисты, обладающие глубокими знаниями, каковые, как правило, приходят с опытом. Этим обусловлен тот факт, что работа эксперта внештатная и выпускнику вуза с подобной специальностью будет очень сложно найти работу. Он просто окажется невостребованным.

Но ведь в вузах закладываются основные базовые знания и навыки, в том числе и необходимые эксперту. В настоящий момент многие специалисты могут просто не знать о существовании экологической экспертизы, не понимать ее специфику, не уметь читать проект, анализировать его, делать правильные выводы.

На мой взгляд, вводить специальность эксперта- эколога действительно не стоит, но на ряде специальностей экологического, юридического, технического и строительного профиля следует вводить дисциплиной или отдельной темой экологическую экспертизу. Там, где экологическая экспертиза введена отдельной темой, следует дополнительно вводить факультатив по выбору «Экологическая экспертиза».

В настоящее время преподавание основано на обучении студентов синтезу, а не анализу. Так студенты практически по всем дисциплинам пишут курсовые, рефераты, дипломы, процесс изготовления которых сводится к обобщению литературы по заданной теме, то есть студент должен ознакомиться с несколькими источниками, выбрать из них информацию и изложить ее в реферате.

Задание в виде анализа нормативного акта, проектного решения студентам не задаются. А эксперту необходимы именно навыки анализа. Мало самому уметь составить хороший проект, надо еще уметь в чужой работе обнаружить ошибки и нелогичности.

Таким образом мое мнение таково: наиболее эффективен путь подготовки эксперта именно со студенческой скамьи, пока еще человек достаточно молод, наделен временем и энергией чтобы впитывать знания и навыки. В этот период оформляются профессиональные интересы и склонности. Против этого подхода высказывался аргумент, что не все потом пойдут в эксперты. Но ведь общеизвестный факт, что сейчас вообще низкий процент выпускников устраивается по специальности. Часть разочаровываются в выбранной профессии еще до окончания института, часть вообще поступили в него просто так или по настоянию родителей, часть не смогла найти работу…

Так что отказываться от подготовки экспертов, начиная со студенческой скамьи, на этом основании неразумно. Пусть не все, но ведь кто-то же пойдет. Специфика работы эксперта в том, что он может участвовать в экспертизе без отрыва от основной деятельности, может выполнить одну экспертизу в жизни, но качественно и тем самым внести свой вклад. Даже если он никогда не станет профессиональным экспертом, он всегда будет жителем, населением, общественностью… Чем больше людей будут знать об экологической экспертизе, понимать ее суть, тем легче и эффективнее будет происходить участие общественности в принятии экологически значимых решений.

Так что введение дисциплины, темы, факультатива, посвященных вопросам экологической экспертизы, в любом случае оправдано.

Механизм подготовки квалифицированного эксперта со студенческой скамьи

Для специальности “охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов” предлагается разработать семестровый курс «Экологическая экспертиза» и факультативный курс по выбору, который будет углублять и дополнять обязательный курс. В настоящее время для указанной специальности читается семестровый курс «ОВОС и экологическая экспертиза», но полученные знания не дают реального представления и понимания экологической экспертизы.

Каждый студент должен принять участие в реальной экспертизе (общественной и государственной) и в организации общественных слушаний. В этом вузу могут оказать содействие общественные организации (Центры экологических экспертиз). Выпускники, добросовестно прошедшие все три составляющие образовательного процесса (включая факультатив и практическое участие в ЭЭ) должны быть рекомендованы для работы в качестве штатных сотрудников отделов ГЭЭ.

В Положение о штатных сотрудниках отделов ГЭЭ (или его заменяющем документе) должно быть внесено требование о том, что вновь принимаемые сотрудники в отделы ГЭЭ (за исключением юриста) должны иметь диплом по специальности «охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».

В настоящее время данное требование уже обосновано, поскольку выпускников по указанной специальности достаточно. Ведь не примут же на работу учителем истории человека с дипломом эколога, почему же можно наоборот?

После того как появятся в достаточном количестве выпускники, добросовестно прошедшие все три составляющие образовательного процесса, (включая факультатив и практическое участие в ЭЭ), можно будет внести поправку в Положение о том, что вновь принимаемые сотрудники в отделы ГЭЭ (за исключением юриста) должны не только иметь диплом по специальности «охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», но и быть тем самым выпускником, добросовестно прошедшим все три указанные составляющие. Для специальности “юриспруденция” уже введена дисциплина «Экологическое право России», одной из тем которой является «Экологическая экспертиза», правда времени на нее отведено маловато. Для студентов-юристов следует разработать факультативный курс по выбору «Правовые аспекты экологической экспертизы» и в рамках факультатива обеспечить студентам участие в в реальной экспертизе (общественной и государственной) и в организации общественных слушаний.

Считаю необходимым участие юриста в комиссии ЭЭ и в качестве штатного сотрудника отдела ГЭЭ.

В настоящее время в стране осуществляется всеобщее неприрывное экологическое образование, в рамках которого стоит образовывать и в сфере экологической экспертизы. Таким образом, для остальных специальностей, выпускники которых могут быть востребованы в качестве экспертов ЭЭ следует ввести тему «Экологическая экспертиза» в читаемые им в рамках всеобщего неприрывного экологического образования дисциплины, подкрепив ее факультативным курсом «Экологическая экспертиза проектов» в области, соответствующей специализации студентов. Например: «Экологическая экспертиза проектов черной металлургии». Для геологов, экономистов, гидрологов и иных специалистов, привлекаемых к различным проектам, факультативный курс может называться, к примеру: «Экономическая оценка проектов в рамках экологической экспертизы». И, естественно, студентам, выбравшим факультатив, должно быть обеспечено участие в экспертизе в соответствии с их специализацией.

Если Центр экологической экспертизы наладит взаимодействие с вузом, обеспечит практическое участие студентов в проводимых им экспертизах и общественных слушаниях, то неисключено, что кто-то из студентов «приживется» в организации, и организация получит в награду молодого, но уже квалифицированного специалиста, который будет продолжать набираться опыта и превратится в квалифицированного эксперта.

При работе со студентами очень важна эмоциональная составляющая, поскольку это та часть населения, которая готовится сделать свой выбор, и от того насколько им было интересно изучать экспертизу, насколько понравилось почувствовать себя экспертом зависит их дальнейшее желание поддерживать экологическое движение и участвовать в экспертизе.

Преподаватели уже сделали свой выбор и им нужно показать (и доказать), что сотрудничество с Центром для них выгодно. Хотя следует учитывать, что преподаватели, как правило, представители социально-активной части населения и тоже могут работать за интерес, если им будет интересно или для пользы обществу, если увидят, что польза обществу есть действительно.

Таков в целом механизм подготовки квалифицированного эксперта со студенческой скамьи. Беда нововведений в наших учебных заведениях состоит в том, что сначала вводят новый курс, затем думают, кто будет вести, а уже учебники и иное методическое обеспечение появляется спустя несколько лет, если появляется вообще. Чтобы избежать подобной ошибки, прежде чем внедрять указанные выше рекомендации, помимо ответа на вопрос: “Как готовить квалифицированного эксперта?” надо еще найти ответы на вопросы: “Кто будет готовить?” и “Как подготовить методическое обеспечение?”

Методическая проблема – отсутствие учебника, полностью охватывающего тему и при этом ясно и лаконично написанного. Общая проблема наших учебников – мало ясности и много лишних слов, так называемой «воды». Когда берешь в руки учебник в 600 страниц – мышление парализуется от сознания, сколько ж нужно времени, чтобы его освоить. А в нем – крупицы полезной информации растворены в той самой воде, запрятаны в «умных» фразах. Кто сказал, что научный язык – это обязательно тяжелый и непонятный?!

К тому же дефицит финансов привел к практическому отказу от услуг редакторов. Теперь труды и пишутся, и редактируются, и корректируются самим преподавателем. Опять таки, преподаватель в плену традиции учебникотворчества, «научного» языка, «методических» подходов, обязывающих придумать разные термины и сложные определения, принципы, предметы, методы… Затем, у нас разделение труда – одни «делают», другие учат как «делать». Теоретики и практики. Участник экологической экспертизы и преподаватель экологической экспертизы. Очень редко – это один человек. А как известно, лучше один раз увидеть… Итак, хорошо бы, чтобы люди, которые пишут учебники и преподают экологическую экспертизу имели возможность в ней и участвовать. Имели доступ и к теоретической, и к практической информации. При поддержки фонда МакАртуров Московским Центром ОЭЭ в ряде городов были созданы региональные центры общественной экологической экспертизы (ЦОЭЭ). Московский Центр (Эколайн) выпустил ряд пособий, лишенных перечисленных выше недостатков. Сотрудники Центра одновременно и учат, и учатся, и работают. Но это в Москве, и это редкость.

К тому же Центр не ставит своей задачей помощь (взаимодействие) с вузами, они ориентированы на методическую помощь НКО. Для Москвы это оправдано. В ней нет такой кричащей проблемы подготовки кадров, как в Липецке, и думается, не только в Липецке. Московский Центр ориентирован на методическую поддержку регионов в целом, а вот региональные Центры вполне могли бы осуществлять необходимое взаимодействие с образовательными структурами.

Каким образом? Взаимная интеграция НКО, преподавателей и студентов вузов. Политика Центра должна быть направлена на привлечение данной категории населения. Студенчеству могут быть предоставлены условия для прохождения практики в виде участия в ОЭЭ. Также и преподаватели могут участвовать в проведении ОЭЭ, а при хороших отношениях с ГЭЭ (к которым надо стремиться) и в ГЭЭ. Участие студентов в ГЭЭ, возможно, проблематично, поскольку речь может идти об ответственности за сохранение государственной и коммерческой тайны, но здесь, думается, можно предложить индивидуальный подход и, где возможно, привлекать студентов и к ГЭЭ.

В настоящее время НКО лучше, чем вузы приспособились искать деньги на издания. Объединив свои усилия с преподавателями и пригласив хорошего редактора (который способен придать тексту легкочитаемость и легкозапоминаемость) Центр способен обеспечить учащихся (желающих обучиться) качественной учебно-методической литературой.

Литература, необходимая для подготовки эксперта должна быть собрана в Центре и предусмотрен абонимент, поскольку нет ничего хуже, когда литературу, над которой нужно долго и кропотливо трудиться, долго вникать ночью в тиши – не выдают на дом.

Центром «Эколайн» разработаны обучающие семинары. Можно ли научиться работе эксперта за несколько дней семинара – это вопрос к его участникам, но, думается, что семинары приследуют иную цель, чем просто научить и служат определенной цели, определенной проблеме. На семинаре Экоюриса мне удалось принять участие в ролевой игре и я ощутила эффективность этого метода обучения. Итак, резюме:

Чем может помочь НКО вузам?

Методическим обеспечением

Выполненным совместно с преподавателями

Собранным в виде библиотеки с абонементом

Проведением лекций, семинаров, элективов как самостоятельно, так и совместно с преподавателями

Созданием условий для практической работы как студентов, так и преподавателей

Созданием рабочих мест для студентов и преподавателей

Средствами электронных комуникаций

Чем могут помочь вузы?

Добровольной рабочей силой (человеческими ресурсами)

Разработкой совместно с НКО методического обеспечения

Таким образом из студентов когда-нибудь получатся квалифицированные эксперты. Но экспертизу надо проводить уже сегодня.

Подготовка экспертов из уже сформировавшихся отраслевых специалистов

В настоящее время есть большое число хороших специалистов, которые могли бы выступать в качестве экспертов. Отделы ГЭЭ выявляют таких людей и заносят в банк экспертов. Насколько мне известно, банк экспертов создается по формальным признакам, обучение экспертов не проводится. Наверняка есть специалисты, которые и не подозревают о том, что они могли бы работать экспертами, которые могут и не знать вообще о существовании экологической экспертизы. Таким образом, задача Центра – выявлять специалистов из которых можно подготовить квалифицированных экспертов, а также продумать, чем их можно заинтересовать, чтобы они хотели сотрудничать с Центром. Для выявления этих специалистов надо использовать методы просвещения: статьи, объявления в СМИ, лекции, выступления… Этим специалистам требуется образовательный курс по общим вопросам проведения экологической экспертизы, в первую очередь процедурным, методики и критерии оценки проекта, правовой и инструктивно- методический материал соответственно их специализации и особенностям рода деятельности. Для этого требуется пособие, а также семинар, на котором будут даны ответы на вопросы обучающихся (что осталось неясным не смотря на пособие), обсуждение проблем (Круглый стол, мозговой штурм), можно использовать ролевые игры или демонстрационное (модельное) проведение экологической экспертизы. Подобное обучение можно организовать в рамках Центра экологической экспертизы.

Можно выделить следующие категории специалистов:

Преподаватели инженерно-технологических дисциплин – обладают
теоретическими знаниями, отслеживают новое и прогрессивное, появляющееся в области их специализации, участвуют в конференциях, читают научные журналы, общаются с коллегами, как правило, имеют ученую степень, способную украсить экспертное заключение или работают над диссертацией (что является стимулом для изучения всего нового и прогрессивного).

Производственники – уже забыли теорию, но преобрели ценные практические навыки, которые позволяют им представить, что получится на практике при реализации заявленных проектных предложений. Специфика двух следующих категорий специалистов в том, что их участие требуется практически в любой экспертной комиссии безотносительно рода планируемой деятельности, следовательно, если предыдущую группу экспертов желательно обеспечить информацией, как подобная проблематика решалась в других регионах, то следующей группе надо дать возможность ознакомиться с различными материалами района, в котором планируется реализация экспертируемой деятельности.

Экономисты, юристы, психологи, социологи… В данных специальностях трудно отделить теоретиков от практиков, как правило, в качестве экспертов в указанных сферах успешно участвует профессорско-преподавательский состав.

Гидрологи, геохимики, геологи, биологи… Здесь тоже можно выделить теоретиков и практиков.

А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ?






Почта
expertise@mailru.com; agd@lipetsk.ru


Дизайн ©2000-2001
Petrov