Экологическая экспертиза.


Законодательство субъектов РФ


в сфере ЭЭ, ОВОС и участия общественности в принятии решений


Прогрессивные, в том числе и в сфере охраны окружающей среды страны пошли по пути развития именно регионального (штаты США, провинции Канады, земли Германии…) законодательства, учитывая, что управлять огромной страной однообразно и из центра эффективно невозможно, у каждой отдельной территории свои социальные, культурные и экономические условия существования и, как к каждому человеку, так и к каждому региону нужен индивидуальный подход.

Об этом свидетельствует и анализ законодательства субъектов РФ. Одни регионы уже готовы вести более смелую экологическую политику, другие – еще не созрели. Но те, кто политически и социально ушел вперед по сравнению со среднероссийским уровнем и готов ввести в действие более смелое экологическое законодательство, окажется связанным рамками Федерального законодательства, которому противоречить не имеет права, даже если это противоречие будет связано с принятием более эффективных и прогрессивных норм.

В странах развитой экономики в этом случае обычно идут по пути принятия рамочных законов, обязывающих регионы не снижать требования, но не запрещающие их повышать, если социально-экономические условия это позволяют. Таким образом прогрессу отдельных частей страны относительно целого препятствий не создается, наоборот, создается стимул для роста и отстающих регионов, которые будут стремиться догнать соседей.

Эта ситуация позволяет говорить о том, что одно из существенных препятствий развитию нашей страны - запрет отдельным регионам принимать более прогрессивное законодательство.

С помощью региональных выпусков базы данных по законодательству Консультант + было изучено законодательство субъектов РФ, связанное с темой исследования. На первый взгляд, законодательство довольно обширно. Во многих регионах приняты собственные законы об экологической экспертизе, в некоторых – законы об общественной экологической экспертизе, об участии общественности в принятии решений. В Красноярске есть даже Положение об общественных слушаниях[1], а в Архангельской области – Положение об ОВОС[2]. Также каждый регион имеет большое количество иных законов и подзаконных актов, прямым или косвенным образом регулирующих проведение ОВОС, экологической экспертизы и участия общественности в этих процедурах.

К сожалению, подавляющее большинство НПА повторяют друг друга и федеральное законодательство, а отнюдь не развивают и не конкретизируют его, как должно быть согласно здравому смыслу. Большая часть норм декларативна, носит общий характер без указания конкретных и реальных требований. Приятное исключение - законодательство Красноярского края, в котором практически отсутствует дублирование федеральных законов.

Тем не менее, несмотря на трудность, вызванную обилием НПА, удалось найти действительно интересные и прогрессивные нормы. Предлагаю вашему вниманию своеобразный " дайджест " :) этих норм, полагая, что он будет полезен тем, кто работает над совершенствованием законодательства в своем регионе. Полные тексты региональных НПА, прямо или косвенно затрагивающих вопросы ОВОС, экологической экспертизы, общественных обсуждений и слушаний вы можете скачать здесь (всего 7 файлов, требующих дальнейшей сортировки): 1(185kb), 2(254kb), 3(176kb), 4(282kb), 5(137kb),
6(423kb), 7(39kb).

Отсортированные НПА (выделенные из предыдущих файлов):
Доклад о состоянии окружающей природной среды Челябинской области (430kb)
Ненормативные правовые акты (646kb)
Территориальное общественное самоуправление (96kb)

Информация, представленая Алексеем Николаевичем Красновым, руководителем агенства экологических экспертиз экоцентра Дронт, г. Нижний Новгород

Проект Положения Нижегородской области "Об участии общественности в процессе принятия экологически значимых решений на территории Нижегородской области"
Проект Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Нижегородской области

 



[1] Решение городского Совета от 06.06.2000 N 24-265 "Об общественных слушаниях в городе Красноярске"

 (вместе с "Положением об общественных слушаниях в городе Красноярске")

[2] "Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду для отдельных видов (категорий) деятельности, не оказывающих значимого экологического воздействия и являющихся объектом государственной экологической экспертизы областного уровня" (утв. Госкомэкологии Архангельской области 29.09.2000).





Почта
expertise@mailru.com; agd@lipetsk.ru